Преимущества электронных услуг Росреестра

Внедрение услуг в электронном виде – одно из приоритетных направлений деятельности Росреестра. Нужно сказать, что популярность электронной регистрации прав на недвижимость постоянно растет. Порядка 65% услуг Росреестра сегодня существуют в цифровом формате, 95% сведений из ЕГРН предоставляется в электронном виде.

Преимущества использования электронных сервисов Росреестра очевидны. Во-первых, это сокращение сроков проведения государственной регистрации прав. Во-вторых, экономия времени при подаче и получении документов, так как нет необходимости посещать офис для подачи документов. Также услуги предоставляются экстерриториально. Не маловажным является и снижение коррупционных рисков.

Получить необходимую услугу становится удобнее и быстрее, а государственная пошлина взимается в меньшем размере, чем при предоставлении услуг через многофункциональный центр.

По указанному направлению деятельности Росреестром реализуются совместные проекты с крупными кредитными организациями, в том числе со Сбербанком России. Росреестр и Сбербанк провели 1 миллион сделок по приобретению недвижимости с использованием сервиса «Электронная регистрация», который позволяет покупателям зарегистрировать право собственности удаленно без посещения МФЦ. Как отметил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, в настоящий момент разрабатывается универсальный стандарт взаимодействия, нацеленный на то, чтобы через полтора года весь процесс оформления сделки занимал у заявителя 1 рабочий день.

Пандемия коронавирусной инфекции показала, что основным трендом в предоставлении государственных услуг является цифровой формат. В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» Росреестром проводится целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение доли ипотечных сделок, поступающих на государственную регистрацию в электронном виде. По итогам 2019 года 9% заявлений о государственной регистрации ипотеки поступило в Росреестр в электронном виде. По состоянию на июнь 2020 уже 37% заявлений о регистрации ипотеки поступает в электронном виде, что почти в два раза выше показателя национального проекта на 2021 год.

В первом полугодии 2020 года общее количество поступивших в Управление Росреестра по Волгоградской области заявлений для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронной форме по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 79%.

Чтобы обезопасить граждан от мошенников, которые могли бы завладеть чужим имуществом с помощью незаконно полученной чужой электронной подписи предусмотрены новые правила, согласно которым если гражданин планирует проведение сделок со своей недвижимостью в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, то он должен заранее подать в Росреестр соответствующее заявление, обратившись в любой офис МФЦ. На основании заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена отметка о возможности регистрации перехода или прекращения права на недвижимость по документам, поданным в электронном виде. Из этого правила закон предусматривает ряд исключений. Внесение отметки в ЕГРН не потребуется в следующих случаях:

– электронная подпись выдана Федеральной кадастровой палатой Росреестра,

– электронные документы на регистрацию поданы нотариусом, органом власти, органом местного самоуправления;

– электронные документы поданы через кредитную организацию.

Во всех остальных случаях без вашего заявления о том, что вы разрешаете электронную регистрацию, зарегистрировать переход права на вашу недвижимость будет невозможно. Таким образом, изменения законодательства дают собственникам недвижимости дополнительную уверенность и юридическую защиту их прав на объекты недвижимости.